Русский язык
Цели и задачи:
- развитие языкового инстинкта детей;
- формирование основ лингвистического мышления;
- формирование сознательного владения крепкими навыками правописания;
- овладение грамотной устной и письменной речью;
- развитие творческих способностей;
- передача средствами языка духовно-нравственных ценностей в их иерархической последовательности;
- развитие патриотического чувства по отношению к родному языку, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- воспитание высоконравственной личности.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом стандарта второго поколения курс «Русский язык» начального образования изучается с 1 по 4 классы:
1 класс — обучение грамоте — по 5 часов в неделю (70 часов); послеазбучный период, III четверть — по 5 часов в неделю; IV четверть — по 6 часов в неделю (173 часа).
2 класс — по 5 часов в неделю (170 часов).
3 класс — по 5 часов в неделю (170 часов).
4 класс — по 5 часов в неделю (170 часов).
Общий объем учебного времени составляет 683 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения).
Предметные результаты изучения предмета «Русский язык»
1 класс
Предметным результатом изучения предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:
· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
· осмысленно, правильно читать целыми словами;
· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
· подробно пересказывать текст;
· называть звуки, из которых состоит слово (гласные — ударные, безударные; согласные — звонкие, глухие, твердые, мягкие); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
· определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
· обозначать мягкость согласных звуков на письме;
· определять количество букв и звуков в слове;
· писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
· ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
· списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв;
· находить корень в группе доступных однокоренных слов.
2 класс
Предметным результатом изучения предмета «Русский язык» является сформированность следующих умений:
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
· понимать смысл заглавия текста;
· делить текст на части, озаглавливать части;
· подробно и выборочно пересказывать текст;
· правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
· делить слова на части для переноса;
· производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
· правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
· писать под диктовку слова, предложения, короткий текст, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
· видеть слабые звуковые позиции в словах, видеть изученные орфограммы;
· писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; писать словарные слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами;
· находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
· находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
· обращать внимание на особенности употребления слов;
· ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
· составлять предложения из слов, предложения на заданную тему.
3 класс
Предметным результатом изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
· самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
· производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
· видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с Ь для обозначения мягкости, Ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой О и Е; частицу НЕ с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имен прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
· правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объемом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с Ь;
· находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
· распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, личные местоимения, глаголы, наречия, служебные части речи; производить морфологический разбор этих частей речи в объеме программы;
· определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
· разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие — к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
· видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом И);
· составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
· читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
· письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста);
· наблюдать за своей речью, стремиться к совершенствованию своей речи.
4 класс
Предметным результатом изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
· произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
· производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
· правильно писать слова с изученными орфограммами;
· видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
· находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
· различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
· различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами И, А, НО или без союзов);
· ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами И, А, НО), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами И, А, НО), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
· производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
· разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы — с помощью приставок;
· писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
· воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова.
Все интересующие вопросы вы можете задать администратору
по телефону +7 (812) 679-37-07